Школьный психолог
Психолог | Фролова Полина Олеговна | |
Кабинет | 201 | |
Дни консультаций родителей | Понедельник | с 10.00 до 15.00 (по предварительной записи) Для записи пройдите по ссылке: Открыть |
Вторник | с 10.00 до 15.00 (по предварительной записи) Для записи пройдите по ссылке: Открыть | |
Среда | с 10.00 до 15.00 (по предварительной записи) Для записи пройдите по ссылке: Открыть | |
Четверг | Методический день (приёма нет) | |
Пятница | с 10.00 до 15.00 (по предварительной записи) Для записи пройдите по ссылке: Открыть |
- Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних, а также взрослых лиц, совершивших преступления и правонарушения в их отношении
- Выписка из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации
- Памятка буллинг
- Памятка для родителей (законных представителей) по вопросам выявления ранних признаков суицидального поведения у несовершеннолетних
- Рекомендации по проведению в образовательных организациях субъектов Российской Федерации мероприятий для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
- План работы психологической службы на 2024 - 2025 учебный год
- Положение о службе психолого-педагогического сопровождения
- Программа сопровождения
- Полезные ресурсы для родителей
Образовательные возможности на уроках и занятиях внеурочной деятельности для детей с ОВЗ
Школьный психолог - специалист с высшим гуманитарным образованием в области детской, педагогической и социальной психологии.
В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека, о психологических условиях становления личности в онтогенезе.
Отличие психолога от весьма существенного психиатра.
Психиатр - это человек с высшим медицинским образованием, врач, в обязанности которого входит помочь человеку, прежде всего, через медикаментозное лечение. Психолог же никого не лечит, он не имеет на это права. Психолог помогает словом, анализом ситуаций. В отличие от психиатра психолог работает со здоровыми людьми, испытывающими определенные трудности в конкретный момент своей жизни.
Основные направления деятельности педагога-психолога в школе
- Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
- Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
- Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
- Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
- Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).
В работе школьного психолога можно выделить следующие направления в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
Начальная школа:
- Определение готовности к обучению в школе
- Адаптация к школе.
- Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
- Развитие самостоятельности и самоорганизации. Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.
Основная школа:
- Сопровождение перехода в среднюю школу.
- Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.
- Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
- Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
- Профилактика девиантного поведения.
Старшая школа:
- Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
- Развитие временной перспективы, способности к Целеполаганию.
- Развитие психосоциальной компетентности.
- Профилактика девиантного поведения, разного рода зависимостей
- Поддержка в самопознании, поиске смысла жизни.
Благодаря современным тестам психолог может определить насколько успешно проходят процесс адаптации первоклассники в начальной школе или пятиклассники в средней школе. В старшем звене с помощью профориентационных диагностических методик психолог помогает подросткам определиться с будущей профессией.
С какими вопросами нужно обращаться к школьному психологу?
К психологу (как школьному, так и любому психологу-консультанту) имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся (типичных) трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения, например:
1. «Ступор» при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных при хорошем выполнении таких же заданий дома.
2. Ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя знает их.
3. У ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем (конфликты) и т.п.
4. На прием к психологу желательно принести хотя бы несколько детских работ (рисунки в разные периоды жизни, продукты творчества, школьные тетрадки).
!!! Психолог не может за родителей (в обход родителей и учителя) исправить нарушения детской деятельности. Внести коррективы в собственное поведение и во взаимодействие с ребенком могут лишь сами родители и учителя. Поэтому все получится лишь в том случае, если они будут готовы это сделать и приложат все усилия к изменению действий и отношений. Всё зависит от вас самих!
В каких случаях психолог может отказать в психологическом консультировании?
Психолог должен отказать в консультировании в случае, если:
- есть хоть малейшие сомнения в адекватности клиента;
- с первой встречи не находит общего языка с клиентом;
- клиент не придерживается предложенной психологом схемы коррекционной работы;
- есть родственные, близкие или дружеские отношения с клиентом;
- клиент обращается с вопросом или проблемой, которая носит не психологический характер и в решении которой психолог не считает себя компетентным.
Что еще нужно знать о школьном психологе?
1. Психолог не решает проблемы за клиента, не «выписывает рецепт». Психолог объясняет ситуацию и совместно с клиентом ищет возможные пути решения проблемы. Изменить ситуацию развития ребенка могут только родители, учителя и другие близкие ребенку взрослые!
2. Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях требуются семейные консультации.
3. При работе с психологом родитель и ребенок должны занимает не пассивную позицию, а позицию активных, заинтересованных соучастников.
4. Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от родителя или от ребенка, кроме случаев, когда сообщается информация о преднамеренном нанесении вреда себе или другим лицам.
5. Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации относительно того, как эффективнее работать с ребенком.
Литература:
Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
Журнал «Вопросы психологии»
Журнал «Школьный психолог»
Статья педагога-психолога Новиковой Людмилы Васильевной